Об этом человеке и с этим человеком можно говорить много и интересно.
В свои 74 года он как всегда активен, энергичен и, главное, инициативен.
Представьте: человек освоил около 20 профессий как интеллектуальных, так и чисто физических и многие из них самостоятельно. «Но самое главное: он обладает редким и бесценным даром - умением щедро делиться с другими теплом своей души, своим опытом познания окружающего… В его жизни было много такого, от чего другие спиваются или становятся озлобленными брюзгами. Он же смог сохранит по-детски радостное восприятие мира, умение отражать этот мир в своём творчестве, оптимизм и веру в людей,» - так пишет о нем Ольга Букаева и, думаю, с этим согласится каждый, кто его знает. Со временем мы познакомимся с разными аспектами его творчества и биографии, а сейчас Гапонов – художник. В изобразительном искусстве он работает в трех направлениях: масло, графика, акварель, вернее, кисерель – его эксклюзивная техника рисования, заставлявшая удивляться искусствоведов Луганска, Киева, Берлина… Менее известны, но не менее интересны, на мой взгляд, его работы в графике. Вот его размышления на эту тему и рисунки (может быть, узнаете себя или своих знакомых J).

Михаил Гапонов:
У каждого человека (не только у художника) есть или должен быть идеал, чтобы было к чему идти. Для меня идеалом в словесности и в графике является Пушкин. Его рисунки на полях рукописей вольные, легкие, прозрачные, лаконичные, опередили европейскую графику (Матисса) на столетие. Не сразу графический стиль Пушкина приглянулся мне – академическая графика долго казалась мне образцовой. Теперь же, если меня хвалят: «Классно нарисовано! Как фотография!», – мне стыдно. Теперь мое творческое самолюбие греют самые недосказанные портреты, притом в профиль – такого не сделают ни фотоаппараты, ни компьютеры.
Талант – это умение отобразить самое характерное ( в человеке и пейзаже) и выразить его предельно «сгущено», обобщенно – до знака, до символа. В словесности талантливая фраза остается в памяти людей как пословица или поговорка, в изобразительном искусстве талантливая вещь становится символом (вспомним «Мыслителя» Родена) емким и «прозрачным» … Потому и емким, что прозрачным, недосказанным и потому живым и возбуждающим (оживляющим) воображение.
Увидеть и передать (скупо) живое – вот к чему я стремлюсь сегодня. Люблю рисовать профиль – в них определеннее очерчены характеры, в них больше вынужденной недосказанности. (Вынужденной потому, что трудно докопаться до сути человека, особенно если он носит маски). Приходится рисовать предположительно, догадываясь и досочиняя, вспоминая похожие типы людей. В таких случаях говорю людям: «Позвольте поиздеваться над вами, пошаржировать…» Ведь шарж – это преувеличение характерного.
Суть моего творческого самолюбия сводится к способности коротко и емко передавать живое. Минимум линий, максимум жизни – вот мой девиз в графике.